История военного городка Трудовая

История военного городка Трудовая началась одновременно с историей ещё нескольких десятков военных городков 1 Отдельной армии противовоздушной обороны особого назначения (1 ОА ПВО ОН) , когда с 1953 по 1955 годы на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы силами «спецконтингента» ГУЛАГ-а велось строительство боевых позиций зенитных ракетных дивизионов, кольцевых дорог для обеспечения подвоза ракет к огневым дивизионам и базам хранения (общая протяженность дорог до 2000 км). Одновременно велось строительство жилых городков и казарм.

Создание новой системы ПВО, основой которой должен был стать тогда еще не существовавший вид вооружений -зенитные управляемые ракеты,  объявили делом первостепенной государственной важности.

1 Армия ПВО имела статус «особого назначения», так как её задачей былf надёжная защита воздушных рубежей столицы. Для этого в рекордные сроки была создана зенитно – ракетная система С-25, расположенная вокруг Москвы двумя кольцами ( ближняя и дальняя «бетонка»), и состоящая из 56 зенитно-ракетных полков ( 4 корпуса ПВО по 14 полков), 7 баз хранения и подготовки ракет , управлений армии и корпусов , позиций радиотехнических, инженерных и др. подразделений.

Местоположением одной из баз в конце 1952 года была выбрана лесистая территория около железнодорожной остановки (платформы ещё не было) под названием Трудовая.

Вспоминает генерал-лейтенант Коломиец Михаил Маркович, первый командир базы, участника Великой Отечественной войны:
В/ч 52147 входила в состав 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН Московского ордена Ленина Округа ПВО как 1491-я ракетная техническая база , предназначенная для хранения, испытания, снаряжения и транспортировки ракет в зенитно-ракетные полки 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН, была развёрнута недалеко от платформы Трудовая Савёловской железной дороги, рядом с пересечением Дмитровского шоссе и ближним бетонным кольцом (А107).

По материалам книги «Ветераны округа вспоминают» К 50-летию Московского округа ПВО. Москва, Академический проспект 2005 г. «ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Для технической подготовки снаряжения боевых ракет системы С-25, их хранения и доставки в зенитные ракетные полки были созданы несколько ракетно-технических баз особого назначения, включающих в свой состав целый комплекс сооружений технического плана со специальной аппаратурой, вплоть до ремонтно-поверительной, а также огромных складских ангаров для хранения ракет и мощным специальным автотранспортом для доставки ракет в зенитно-ракетные части.
Базы были укомплектованы  лучшим офицерским и рядовым составом. В подразделениях трудилось большое количество рабочих и служащих.
Общая численность этих коллективов доходила до двух тысяч человек.
Особое назначение баз просматривалось и в штатной категории командира «полковник-генерал-майор». Начальником одной из таких технических баз в декабре 1952 г. был назначен и я, как офицер-ракетчик и фронтовик: сначала на базу армейского подчинения в г. Истру, а затем на ст. Трудовая 10-го корпуса ПВО ОН. И та, и другая базы располагались в живописных местах Подмосковья — около Истринского водохранилища и по Дмитровскому шоссе, на берегу канала Москва- Волга.

О строительстве базы:
Стройрайон Главспецстроя МВД, возглавляемый полковником Нехороших, лишь еще вел строительство – вырубал лес, засыпал болото, бетонировал площадки и дороги, возводил технологические здания, прокладывал коммуникации – электрокабели, связь, теплосети, водопровод, канализацию на технической территории, а также строил жилые дома, казармы и служебные здания в жилгородке. Строительство вели заключенные, руководство осуществляли гражданские специалисты.
В последующем прибывших проходить службу молодых лейтенантов распределили по тем объектам, где они будут служить, и они принимали участие в монтаже специального оборудования. Солдат было немного, только лишь для поддержания хозяйственного порядка, офицеров также было мало, хотя некоторые уже прибыли сюда со своими семьями. Все инженерно-технические должности – энергетиков, механиков, строителей, технического обеспечения — были укомплектованы офицерами лет 30-45, призванными из гражданских организаций.
В городке стоял лишь один двухэтажный одноподъездный дом на 8 квартир (он до сих пор имеет №1).

Здесь помещался штаб части, а в квартирах, по две-три семьи в каждой комнате, жили офицеры с семьями. Немногочисленные солдаты и бессемейные офицеры жили в нескольких палатках рядом с домом. Причем всё это находилось в строительной зоне, огороженной двумя рядами колючей проволоки. Утром конвой приводил сюда заключенных, а вечером уводил их. Поэтому оружия не имел никто – ни офицеры, ни солдаты, только дежурный по штабу, да и то за запертой дверью. Женам и детям ходить днем в одиночку не разрешалось. Собирали группу и они шли, скажем, в магазин или к проходной под охраной нескольких солдат, вооруженных толстыми палками. Между прочим, такой режим длился еще почти два года, пока не завершилось строительство городка. Но никаких эксцессов между жителями и заключенными не произошло ни разу. Заключенные являлись не уголовниками, а рабочими специалистами – монтажниками, сварщиками, каменщиками, бетонщиками, слесарями, наладчиками, электриками, сантехниками, причем, довольно высоких разрядов. Похоже, что их забирали в лагеря по разнарядке – нужно 10 сварщиков – под различными предлогами арестовывали 10 квалифицированных сварщиков, давали им пять лет за драку или мелкую кражу и направляли на спецстройки. И так по всем специальностям. Вспомним, что руководил строительством всей системы С-25 Лаврентий Берия, туча (так в народе называли УТЧ) была в его руках.
Правда, хотя режим был строгий, но никаких измывательств, пыток и пр. не было. Более того, была и нормальная баня, и клуб с кружками самодеятельности, и кино, и стадион, и газеты, работала вечерняя школа и курсы слесарей, крановщиков, сварщиков и др. Передачи и письма разрешались часто. Зарплата начислялась по существовавшим трудовым расценкам, правда на руки выдавался мизер на папиросы и конфетки.
Жили в теплых бараках, одевались прилично по сезону. Конечно, власть ведь понимала, что нужны-то не забитые скелеты, а полноценные рабочие. Кстати, средний «комсостав» — мастера, прорабы, инженеры, технологи, бухгалтеры вообще жили в приличных условиях.
За выполнение нормы на 121% шел зачет срока заключения – день считался за три, потому вкалывали рабочие на совесть. В последующем многим спецнаборовцам пришлось вместе с подчиненными солдатами работать в контакте с зеками, отношения были самые деловые, только вечером расходились по разные стороны проволоки.
Обедали в одно время, солдатам привозили свои котлы из части, заключенным – из лагерной столовой. Как-то один бригадир сказал: — «Гражданин лейтенант, а моих-то зеков кормят лучше, чем твоих солдат». Что делать, это была правда. Шел 1955-й год».

Заключённых (лагерь которых находился на территории, где сейчас располагается микрорайон Строителей), водили на работы строем под охраной подразделений МВД. К концу 1954 года лагерь был ликвидирован (за всё время был отмечен лишь один инцидент между 58 –статейщиками и уголовниками, после чего уголовников вывезли, и строить городок и техпозицию оставили только «политических»).
К тому времени в жилгородке были построены дома №№1-8 заключёнными ( в 1955 г. стройбатами началось строительство остальных домов городка с № 9), а техпозиция , казармы и тыловые здания сданы комиссии Министерства Обороны в эксплуатацию войсковой части 52147.
Несколько позже был ликвидирован барачный городок между городком и техпозицией, там сейчас расположен садово-огородный кооператив.
Итак, в Трудовой к 1955 году была создана ракетно-техническая база особого назначения — для технической подготовки ,снаряжения боевых ракет системы С-25, их хранения и доставки в зенитные ракетные полки 1 ОА ОН.

База включала в свой состав целый комплекс сооружений технического плана со специальной аппаратурой, вплоть до ремонтно-поверительной, а также огромные складские ангары для хранения ракет (на объекте).
База оснащалась мощным специальным автотранспортом для доставки ракет в зенитно-ракетные части.

Базы были с 1953 года укомплектованы отличным офицерским и рядовым составом. В подразделениях трудилось большое количество рабочих и служащих.
Общая численность этих коллективов доходила до двух тысяч человек.
Так как жилья для офицеров очень не хватало практически всегда, утром и вечером ж/д платформа Трудовая, построенная и электрифицированная в 1954 -1955 году, была наполнена офицерами и сверхсрочнослужащими, снимающих жильё в Лобне, Икше , Катуаре  — спешащими на электричку и с неё.
Все первые командиры частей гарнизона и их заместители были участниками Великой Отечественной войны, орденоносцами, все они были патриотами своей страны, энергичными и оптимистичными, требовательными и справедливыми.

Для жителей городка всегда будут путеводной звездой герои-фронтовики, прибывшие на формирование частей гарнизона Трудовая — В.М. Нестеров , И.Т. Сытник, Жарков, Иванов, Бондаренко и др.

Из воспоминаний Софьи Владимировнаы Афанасьевой, участницы Великой Отечественной войны:
В городке Трудовая к 1953 г. были построены три двухэтажных дома (№№ 1 (там и жили, и был штаб), 2, 3), остальные двухэтажки ( всего их 8) были построены до 1955 г.(трёхэтажки №№ 9-10-11 строили в конце 50-х уже военные строители).Одновременно строился казарменный городок, спортзал, стадион, столовая. В трёх километрах от городка велось огромное строительство военного объекта.
После этого заключённых строителей из Трудовой (их лагерь был на месте мкр Строителей) вывезли на другие стройки.
Промтоварный магазин был построен (напротив штаба, одноэтажный), но не работал, и продукты покупали в деревянном сарайчике за магазином. В основном за продуктами ездили в Москву – собирались по несколько человек ( в Москве на руки «давали» по полкило сыра , колбасы и т.д.)
Платформы Трудовая в 1953 году ещё не было, в подошедший товарняк (по другим данным – деревянные пассажирские вагончики) забирались с трудом, помогая друг другу….
Офицеры-холостяки завтракали, обедали и ужинали в офицерской столовой.
В кино и на собрания ходили смотреть в две казармы для солдат , построенные первыми ( около парка ). Клуб был построен в 1958 году «стройбатом».
В 60-е годы были построены кирпичные трёхэтажки №№ 18, 19, 22 и самостроем дома на «хуторе», в 70-е годы построен первый пятиэтажный панельный дом (№ 24).
Несмотря на острую нехватку жилья (основная масса семей военнослужащих жила в «коммуналках» по принципу – «семья-комната»), массовое строительство началось лишь в 90-х годах, и только благодаря ему в городке исчезли «коммуналки».

Начальник Управления Начальника Работ 1252 Строительного Управления Московского военного округа ВВС и ПВО полковник Полковник Тарасенко Владимир Алексеевич:
В период с 1990 г. по 2009г. на территории военного городка Трудовая было построено:
1. Жилой комплекс из 6 пятиэтажных жилых домов ( №№ 25, 26, 27, 28, 29, 30) (более 500 квартир )
2. Газовая котельная.
3. Выполнена частичная замена инженерных сетей: электроподстанции, водопровод, канализация, благоустройство.
Строительство осуществлялось силами 1252 УНР Московского округа ПВО Министерства Обороны РФ (г. Клин) , входившее в состав 234 Строительное Управление Министерства Обороны РФ .

Инженерные сети выполнял УНР-510. Руководитель — полковник Есин Виталий Иванович, начальник СМУ майор Громик Иван Андреевич, начальник СМУ — сл.РА Зевакин Александр Сергеевич в сложный период передачи городка Дмитровскому району возглавил МУП «Некрасовский водоканал» в мкр Трудовая), начальник СМУ — майор Конохов Евгений Владимирович.

В ближайшие годы в микрорайоне Трудовая руководством Дмитровского муниципального района Московской области планируется масштабное строительство и реконструкция.
Подполковник Гиниатулин Кадым Шайгарданович:

Святая реликвия городка- могила погибшего при защите Родины в войне против фашизма 1941-1945 г. воина-героя лейтенанта Козлова была возведена в 1953 году по инициативе политотдела и военнослужащих гарнизона со всеми воинскими ритуалами и почестями.
Захоронение лейтенанта Козлова на месте тяжёлых боёв в районе Белого Раста было обнаружено во время охоты В.М. Нестеровым и сверхсрочнослужащим Селивёрстовым в 1954 году.
Войсковая часть 52147 была сформирована в 1953 году. Позднее в гарнизоне «Трудовая» было сформировано ещё несколько войсковых частей. 1 октября 1955 года из двух войсковых частей – 11283 и 11291 была сформирована войсковая часть 11291, получившая название «384 военная база». В 1957 году в/ч 11291 была переименована в 996 военную базу радиотехническтх средств измерительной техники и хранения базового ЗИП, а в 1965 году – в 2227 армейскую базу ремонта зенитного ракетного вооружения.
В конце 1950-х годов в гарнизоне «Трудовая» появилась в/ч 03251 — 2145 передвижная ремонтная техническая база (ПРТБ). В/ч 03251 занималась хранением и подготовкой к использованию специальных (ядерных) боевых частей для зенитных ракет. Первые спецзаряды для ракет 207Т поступили в ПРТБ в 1958 году.
Также в гарнизоне «Трудовая» находились:
— 338 зенитно-ракетный полк –войсковая часть 32163,
— 4175 база измерительной техники – войсковая часть 62056 ,
— войсковая часть 20007 из состава 3-й Армии РКО,
— войсковая часть 11283 (База радиоизмерений и службы частот)
— 197 военная школа поваров,
— филиал 29 СКА (Балашиха)
— 843 Военторг, в дальнейшем 4613 ДГУП.
9 февраля 1966 года в посёлке Трудовая-Северная, в двух километрах севернее городка гарнизона «Трудовая», была сформирована войсковая часть 83513 – 54 промышленный комбинат Министерства обороны СССР. Основной продукцией комбината являются изделия из полимербетона и сборного железобетона. Продукция комбината с успехом применялась при строительстве космодромов “Байконур” и “ Плесецк”, олимпийских объектов—спорткомплексов ЦСКА и Лужники; жилых комплексов в Крылатском и на Рязанском шоссе в г. Москве, на многих металлургических заводах и объектах энергетики.
Напротив военного городка расположены дачи (через Дмитровское шоссе, 28 км от МКАД), которые распоряжением И.В. Сталина были подарены видным военачальникам – победителям в войне с фашизмом 1941 – 1945 годов. Маршалы Советского Союза Чуйков, генерал армии Д. Лелюшенко часто участвовали в мероприятиях городка.

 

 
История ж.д. платформы Трудовая

Владимир Броудо

Савёловская ветка, существующая с 1902 года, привлекла особое внимание руководства нашей страны во время индустриализации ( 30-е годы прошлого столетия).
Генеральный план Большой Волги, подразумевавший создание на верхней Волге каскада плотин, а также строительство Канала Москва — Волга, утвержденный правительством в рамках программы ГОЭЛРО включал в себя и развитие транспортной сети для нужд строительства. В связи с утверждением Дмитровского варианта Канала Москва — Волга, участок Савёловского радиуса от Москвы до Дмитрова был перешит на две колеи, а в местах пересечения с будущим каналом были выстроены грандиозные мосты (два в Долгопрудном и один на перегоне Влахернская (позднее переименована в Турист) — Яхрома).
Для обеспечения подвоза строительных материалов к месту строительства первого Волжского гидроузла у села Иваньково, в начале 30-х годов XX столетия была проложена 39 километровая линия от станции Вербилки Савёловского радиуса до станции Большая Волга, где располагался штаб строительства гидроузла. Отсюда строительные материалы доставлялись в Иваньково по канатной дороге. Другой штаб строительства располагался близ Дмитрова, где была построена станция Каналстрой.
Новые названия станций и остановочных пунктов, как на самой Савёловской линии, так и на ветке Вербилки — Большая Волга говорят об энтузиазме строителей канала — Ударная, Соревнование, Темпы, Техника…
«Ударными темпами соревнований и техникой Каналстрой ведет в Большую Волгу» — поговаривали тогда.
Название платформы Трудовая близ Икши, также в духе того времени, тем более что в районе Икши также есть поселки Канала имени Москвы.
Таким образом, название микрорайона Трудовая идёт из героических лет индустриализации, труда сотен тысяч людей по развитию советской страны в нашем Московском регионе, а так же тяжёлой истории ГУЛАГа.

До 1952 года по одну сторону железнодорожных путей (вдоль «дмитровского направления» ) располагались «генеральские» дачи – они были построены для высших военных – победителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. по личному распоряжению И.В. Сталина.
В конце 1952 года вдоль другого пути , «московского», началось строительство военного городка и «позиции» для размещения войсковой части 52147 , входящей в систему Противовоздушной обороны Москвы (подробнее в книге В.Б. Броудо «Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы. Факты и воспоминания», Москва, 2014 г., 200 стр. https://shop.account.bookvika.ru/catalog/product/id/4131050 )

Участок пути Москва – Икша был электрифицирован в 1954 году ( в этом же году построена платформа Трудовая, до этого Платформы Трудовая ещё не было, и в подошедший паровоз или тепловоз с прицепленными двумя деревянными вагонами забирались с трудом, помогая друг другу….- из воспоминаний жительницы Трудовой , участницы ВОВ, жены офицера в/ч 52147 Софьи Владимировны Афанасьевой).
Участок пути Икша – Дмитров электрифицирован – в 1956 году, Дмитров — Каналстрой — в 1961, Каналстрой — Вербилки — Дубна — в 1970. Вербилки — Савелово — в 1978. На всех участках постоянный ток, напряжение 3 кВ.

 

Добавить комментарий

Перед отправкой формы: